Палач


Исполнитель верховных приговоров.

Жозюа. - Вот человек, Жильберт,
который лучше знает историю того времени:
- это тюремщик Лондонской Башни.
Симон Ренар. - Вы ошибаетесь - это палач!
       (Виктор Гюго "Мари Тюдор")

       Шарль Сансон - палач парижского двора, оставивший потомкам свое бессмертное произведение - "Записки палача" в 2-х томах, так говорит об этой древней профессии.
       Так кто же этот властелин арсенала мучений и наказаний, тот человек, который бил кнутом, клеймил, вешал, отсекал головы, колесовал, жег, и все это - во имя закона.
       Палач - есть произведение или продукт возникающей цивилизации. Цивилизация более совершенная обязательно сотрет его.
       Племена патриархальных народов, диких обитателей материков, открытых Христофором Колумбом, были ни что иное как большое семейство, выполнявшее правосудие закона во всей его простоте, силе и величии. Старцы, мудрецы, священнослужители собирались, судили, присуждали, а весь народ выполнял приговор, который они выносили. Так как понятие о правосудии соединялось с именем Бога (Богов), то в их понятии - наказать виновного - это славить Создателя. Отказаться участвовать в наказании было не только постыдным, но даже считалось святотатством.
       У израильтян семейство жертвы имело право требовать мщения за нее - "Око за око, зуб за зуб". Этот обычай постепенно заменился другим: сами судьи выполняли свой приговор. Преступнику отсчитывали число ударов, соответственно его преступлению и установленное законом. Если он при истязании лишался жизни, то на его смерть смотрели как на суд Божий, и собратья, бившие его, нисколько не считали себя запятнанными и виновными.
       Египетская феократия - первое общество, в котором звание лишать осужденные жизни появилось в форме постановления.
       Республиканская Греция имела своих исполнителей, но ее постановления были составлены в полном согласии с человеческой свободой. Палач приготовлял отраву из цикуты (смертельного яда), подносил ее преступнику, который сам предавал себя смерти. Этот исполнитель народного правосудия не был подвержен презрению.
       В Германии, прежде чем эту должность обратили в звание, самый младший из общества или города обязан был быть исполнителем, и так как случалось, что те, которые по своему возрасту оказывали неповиновение постановлении, то этих ослушников облагали довольно значительным штрафом.
       Во Франконии новобрачный должен был сквитаться, совершив этот ужачный поступок по долгу к обществу, членом которого он становился.
       В Тюрингии тому из жителей, который дольше всех проживал в этой местности, где должна была быть совершена казнь, поручалось ее исполнение.
       Коллегия эшевенов в городе Анвере избирала палача из самых престарелых членов корпорации, чтобы вручить ему правосудие.
       В Крыму, когда он составлял царство, царь поручал стороне челобитцев умертвить осужденного. Таким образом жена закалывала кинжалом убийцу своего мужа; она пользовалась полным правом закона Линха.
       Англичане и американцы не дошли о того, чтобы назначать палача: по-видимому, они не хотели знать орудия своих приговоров. По объявлении приговора, шериф отвечал за то, чтобы он был приведен в исполнение. Человек, состоящий на жалованьи у шерифа, вешает преступников за установленную плату. Его судебные обязанности нисколько не подвержены презренью. Если он презираем, то обыкновенно только чернью; если он достоин презренья, то по причине бедности, побудившей его принять эту ужасную должность. Но если он не является для того, чтобы отвести приговоренного на виселицу, и шериф не отыщет кого-либо, чтобы заменить его, то он должен сам заменить палача. В Испании эта должность передается от отца к сыну, и палачи могут вступать в родство только с семействами, которые облечены той же должностью. Дом палача выкрашен красной краской и стоит в отдалении от прочих.
       Деспотизм и инквизиция доставили исполнителям приговоров столь деятельную и значительную роль в среде испанского общества, что нечего удивляться ужасу и отвращению, которые они вселяли. Никто не общается с ними, они живут в одиночестве среди многочисленного населения: дети, мужчины и женщины - все обходят их, встречаясь с ними. Отвергнутые своими собратьями, они обращаются к Богу: в нем они находят свое единственное утешение, свою единственную надежду. Накануне казни их можно видеть усердно молящимися в церкви. Они весьма часто присоединяют свои благочестивые увещевания к увещеваниям священника, и когда казнь несчастного свершилась, то они умоляют о небесном прощении за то, что насильно разлучили человека с этим светом.
       Доходы палачей были весьма значительны. На каждом рынке они имели право требовать от каждого продавца дичи или живности стоимостью в два соля. Прежде они имели право получать дань яйцами от продавцов этого товара.
       В Испании палач носил куртку из коричневого сукна с красными отворотами (обшивками), желтый пояс и шляпу с широкими полями, на которой была выткана серебром или золотом лестница.
       Название исполнителя верховного правосудия палач получил потому, что верховные судьи, включая и королевских судей, единственно владели правом присуждать виновных к уголовным наказаниям. И почти во все времена смертные казни и другие уголовные или позорные наказания выполнялись на эшафоте или виселице, которые были видны всей толпе, и сначала это придавало наказанию большую зрелищность.
       В первый раз в царствование Людовика IX, около 1260 года, исполнителя стали называть палачом (многие были не согласны с этимологией этого слова, так как это слово вначале было ругательным, лишь впоследствии слово ругательное стало означать звание).
       До начала Французской буржуазной революции исполнителя уголовных приговоров определяли на службу грамотой, которая ему выдавалась за подписью короля из главной канцелярии Франции. Но и в этом случае обычай старался поставить эту профессию на иерархическую ступень, соответственно ее значению в народе. Когда король подписал и приложил печать к приказам назначения на место исполнителя верховных приговоров, шеф-сиры главной канцелярии бросали их под стол, откуда назначенный на место должен был их поднимать.
       Данный обычай отменен в 1645 году. Указ об определении на место исполнителей верховного правосудия передавали получающим эти места из рук в руки. Они присягали стоя, подобно всем вступающим в должность. В трибунале места их жительства утверждались по решению прокуратуры после подробнейших справок на счет их поведения, и по предъявлении свидетельства в исповедании римско-католической веры (им не позволялось жить в городе, разве в так называемом "доме позорном" - Пилори (так назывался дом, предназначенном для жительства исполнителей и их помощников).
       В некоторых ведомствах он носил костюм, состоящий из балахона, на котором были вышиты: впереди - виселица, сзади - лестница.
       Безусловно, вначале ремесло палача во Франции не было наследственным, как в Испании, однако и здесь скоро вышло постановление о наследственности эшафота, святотатственность которого так и не смогли понять его учредители. Так, в 1726 году, по случаю смерти Шарля Сансона, его сын Шарль Жан-Баптист Сансон должен был занять его место, так как ему было всего семь лет, то парламент назначил испытателя по имени Прюдомма для замены его или выполнения вместо него казней, но не желая изменить судебного порядка, этой вечной форсы, он потребовал, чтобы несчастный ребенок облекал в законный вид своим присутствием все казни.
       Эшафот мог переходить и по женской линии. Тот, кто вступал в брак с дочерью исполнителя, должен был наследовать место от своего тестя.
       Если последний из занимавших его умирал, не оставляя наследников, и никто не изъявлял желания занять его место, то законы позволяли судьям уничтожить приговор, вынесенный преступнику с тем условием, что он станет исполнителей казней на всю жизнь или на определенный промежуток времени. Если последний отказывался, предпочитая скорее идти на виселицу как приговоренный к смерти, чем как палач, то судья для исполнения приговора назначал из числа подчиненных какого-нибудь бедняка.
       Во Франции встречались и женщины-палачи. В приказе Людовика Святого от 1264 года сказано, "что тот, кто злословил или поступил противозаконно, по судейскому решению будет высечен розгами лицом его пола, а именно: мужчина - мужчиной, а женщина - женщиной, без присутствия мужчин".
       Хотя звание исполнителя верховных приговоров как в средние века, так и во времена монархии было лишено почестей и отличий, зато оно доставляло весьма большое количество привилегий.
       Главным было право, которым он пользовался почти во всех городах - брать на рынках съестные припасы даром. Это право было предоставлено с целью доставить ему удовлетворение личных потребностей и избавить его от необходимости покупать продукты, которые не всегда палач мог купить за деньги, так как многие отказывались принимать их из рук палача. Исполнитель мог предоставлять право участия в этом сборе своим помощникам.
       Также палач имел доходы и с казненных. Сначала им было дозволено брать лишь то, что находилось под поясом, потом они получили право на всю одежду осужденных.
       Кроме всех перечисленных привилегий, исполнитель казней получал еще известную плату за каждую экзекуцию (в 14-15в.в. она достигала 5 солей).
       В 1721 году герцог Орлеанский, регент Франции упразднил в Париже право сбора доли со съестных продуктов и заменил его вознаграждением в шестнадцать тысяч ливров ежегодно.
       Для исполнения приговоров Парламента и других судебно-уголовных мест были назначены три лица, носившие следующие названия:
       1. Исполнитель верховных приговоров города и всего ведомства Парижа.
       2. Пытчик (допрашиватель).
       3. Плотник (шарпантье).
       Все казни, влекущие за собой немедленную смерть, состояли в ведении исполнителя.
       Пытчик был часто сыном или родственником исполнителя приговоров. Он производил обыкновенную и экстраординарную пытку. Ему была поручена доставка картона, на котором обозначали преступление приговоренного к аркану, и табличек, на которых изображали тех, кого судили за неявку в суд. Как исполнитель он носил звание чиновника правосудия.
       Плотник должен был соблюдать за сохранностью орудий казней: он строил, поправлял, поддерживал эшафоты, один словом, все орудия пыток и казней.
       Также исполнитель должен был содержать за свой счет двух возчиков и две повозки с оплатой в 1200 ливров в год; а также прислужников, которые исполняли обязанности слуг.
       "Что сталось бы с обществом, - говорит относительно этого Матон де Ла Вареннь, - какую пользу приносили бы судьи, чему служила бы власть, если бы приговоры для наказания за поругание над законом не приводилось в исполнение действительной и законной силой в лице одного из граждан, которых закон защищает? Если казнь бесчестит и позорит того, кто ее приводит в исполнение, то не должны ли быть причастными к этому позору и судебные лица, разбиравшие процесс обвиненного и произнесшие приговор: повытчик, составивший судебное решение, докладчик и помощник уголовного судьи, присутствующие при выполнении его? Почему человека, который последний прилагает руку для наказания, презирают?
       Злодей осмелился сжечь собственность своего соседа, обагрить руки кровью своего брата. Вы громко требуете его смерти, толпами присутствуете при казни и считаете позорным человека, который привел над чудовищем в исполнение ваш же собственный приговор, наказал его наказанием, которые вы сами же ему назначили? Будьте же, по крайней мере, справедливыми и не противоречьте себе; согласитесь, что ни судебные лица, ни исполнитель их приговоров, а один лишь преступник заслуживает ваше презрение".

Шарль Сансон "Записки палача", том 2



Hosted by uCoz